Что посмотреть про 90-е: список лучших фильмов про лихие 90-е и бандитов в России с высоким рейтингом, подборка кино с интересным, захватывающим сюжетом. Топ-10 лучших фильмов про 90-е в материале Life.ru.
Список лучших фильмов про 90-е. Фото © Кадр из фильма «Сёстры», «Бумер», «Жмурки», «Ворошиловский стрелок» / Kinopoisk
Лучшие фильмы про 90-е годы в России позволяют окунуться в атмосферу драматичных перемен, свободы и криминала эпохи перестройки. Эти русские фильмы про 90-е — от громких криминальных драм до лирических комедий — стали отражением противоречивого и трудного периода новейшей истории. Кинематограф той поры отличается особым стилем: в кадре сочетаются неоновые куртки и дефицитные товары. Фильмы про бандитов 90-х соседствуют с историями про простых людей, внезапно столкнувшихся с новой реальностью. В этой подборке мы собрали фильмы про 90-е годы — десять лучших картин о перестройке и лихом десятилетии, каждая из которых по-своему передаёт эстетику 90-х и интерес к этой незабываемой эпохе.
Мусульманин (1995)
«Мусульманин» (1995): возвращение солдата-мусульманина в русскую деревню. Фото © Кадр из фильма «Мусульманин», режиссёр Владимир Хотиненко, сценарист Валерий Золотуха / Kinopoisk
Жанр: драма.
Страна: Россия.
Режиссёр: Владимир Хотиненко.
Сценарий: Валентин Ежов. В ролях: Евгений Миронов, Нина Усатова, Александр Балуев.
Рейтинг: 7.2 (КиноПоиск), 6.8 (IMDb).
Сюжет: Глубокая психологическая драма, затрагивающая религиозные и социальные конфликты в постсоветской стране. Российский солдат Николай Иванов возвращается домой в родное село после многих лет плена у моджахедов в Афганистане. Домашние потрясены: Коля стал мусульманином — принял ислам, пока был в плену. В своей деревне он сталкивается с непониманием, предрассудками и враждебностью. Бывшие друзья считают его предателем веры, семья в замешательстве. Колян пытается жить по новым убеждениям — не пьёт, молится по расписанию — чем вызывает ещё больше конфликтов. В конечном счёте напряжение выливается в трагедию, обнажая глубокие трещины в сознании людей 90-х. Фильм «Мусульманин» через частную историю показывает моральный вакуум и поиск духовности в разорванном обществе.
Картина основана на реальных событиях: в начале 90-х действительно возвращались военнопленные из Афганистана, принявшие ислам. Евгений Миронов получил приз за лучшую мужскую роль на кинофестивале «Кинотавр-1995» за образ Николая. Фильм высоко оценён критиками за толерантный подход и был назван одним из лучших фильмов года в России. Финальная сцена, где герой совершает намаз на фоне русской деревни, стала знаковой.
Ворошиловский стрелок (1999)
«Ворошиловский стрелок» (1999): месть ветерана за поруганную честь внучки. Фото © Кадр из фильма «Ворошиловский стрелок», режиссёр Станислав Говорухин, сценаристы Александр Бородянский и др. / Kinopoisk
Жанр: криминальная драма.
Страна: Россия.
Режиссёр: Станислав Говорухин.
Сценарий: Станислав Говорухин, Виктор Пронин (роман «Женщина по средам»).
В ролях: Михаил Ульянов, Анна Синякина, Александр Пороховщиков, Мария Миронова.
Рейтинг: 8.0 (КиноПоиск).
Сюжет: Мощная драма о самосуде и поиске справедливости в условиях бесправия конца 90-х. В небольшом городе трое молодых мажоров-отморозков насилуют Катю, внучку ветерана войны Ивана Фёдоровича Афонина (Михаил Ульянов). Коррумпированная милиция отпускает преступников, и дело заминается из-за связей их родителей. Отчаявшийся дед, бывший фронтовик, решает сам наказать насильников — по очереди отстреливает их из снайперской винтовки образца Ворошиловского полка. Он превращается в своего рода народного мстителя, вершителя правосудия, против которого бессильна система. Фильм Говорухина оголил болезненную тему: в лихие 90-е законом правили деньги, и народ жаждал возмездия своими руками. Картина держит в напряжении до конца и оставляет зрителя перед моральной дилеммой: оправдан ли самосуд в мире, где честным людям некуда больше обратиться?
Сёстры (2001)
«Сёстры» (2001): единственный режиссёрский опыт Бодрова-младшего. Фото © Кадр из фильма «Сёстры», режиссёр Сергей Бодров – мл., сценарист Сергей Бодров – мл. / Kinopoisk
Жанр: криминальная драма.
Страна: Россия.
Режиссёр: Сергей Бодров – младший.
Сценарий: Сергей Бодров – мл., Гульшад Омарова.
В ролях: Оксана Акиньшина, Екатерина Горина, Роман Агеев.
Рейтинг: 7.7 (КиноПоиск).
Сюжет: «Сёстры» — единственный фильм, где Сергей Бодров – младший выступил режиссёром, и оттого он особо дорог российскому зрителю. Фильм рассказывает историю двух сводных сестёр — 13-летней Светы (Оксана Акиньшина) и восьмилетней Дины (Екатерина Горина). Девочки не ладят: Света — замкнутый подросток, увлечена стрельбой и мечтает стать снайпером, а Дина избалована богатой жизнью с мамой и отцом – криминальным авторитетом. Когда отец Дины теряет общак мафии и скрывается, бывшие подельники начинают охоту на его семью. Под угрозой похищения девочек отец прячет их, но бандиты вычисляют убежище. Сёстрам приходится спасаться самим — они бегут вместе через весь город, скрываясь от преследователей. За время этих опасных скитаний отношения между девочками меняются: чтобы выжить, они должны стать настоящими сёстрами, научиться доверять друг другу и защищать одну семью.
«Сёстры» по-своему показывают 90-е глазами детей. В фильме нет романтизации бандитов — напротив, криминальный мир предстаёт ужасным и безжалостным, особенно когда жертвами оказываются дети. Эта эмоциональная история, снятая талантливым Бодровым-младшим, получила признание: зрители отметили искренность юных актрис и пронзительность сюжета. Тот факт, что это последняя режиссёрская работа Бодрова перед его гибелью, придаёт фильму статус легенды.
Бумер (2003)
«Бумер» (2003): побег четверых друзей от закона и бандитов. Фото © Кадр из фильма «Бумер», режиссёр Пётр Буслов, сценарист Пётр Буслов и др. / Kinopoisk
Жанр: криминальный боевик, драма.
Страна: Россия.
Режиссёр: Пётр Буслов.
Сценарий: Денис Родимин, Пётр Буслов.
В ролях: Владимир Вдовиченков, Андрей Мерзликин, Максим Коновалов, Сергей Горобченко.
Рейтинг: 7.1 (КиноПоиск), 7.1 (IMDb).
Сюжет: Фильм, ставший символом бандитских 90-х уже в новом тысячелетии. Действие «Бумера» начинается в 1998 году: четверо друзей – криминальных авторитетов из Москвы — Костян, Рама, Димон и Лёха — конфликтуют с другой бандой и случайно убивают милиционера. Теперь за ними охотятся и бандиты, и правоохранители. Друзья пускаются в бега на чёрном BMW 750i (именно из-за этой машины-бумера фильм получил название). Их путь превращается в одиссею по дорогам России: каждый поворот несёт новую опасность — нападение конкурентов, засады ГИБДД, стычки с сельскими бандитами. Постепенно герои осознают, что выхода может и не быть — впереди лишь безнадёга. Фильм поражает реалистичным показом атмосферы конца 90-х: безысходность, бандитские разборки и отчаянные попытки выжить в беспределе.
Фильм «Бумер» стал классикой криминальной России конца 90-х. Несмотря на то что вышел он уже в 2003 году, картина точно передала дух «дефолтной» России. «Бумер» — жёсткий, честный фильм о том, как крутой автомобиль не спасает от судьбы, и о том, что из круговорота преступности выйти почти невозможно.
Жмурки (2005)
«Жмурки» (2005): чёрная комедия Балабанова о криминальном беспределе. Фото © Кадр из фильма «Жмурки», режиссёр Алексей Балабанов, сценарист Алексей Балабанов / Kinopoisk
Жанр: чёрная комедия, криминал, триллер.
Страна: Россия.
Режиссёр: Алексей Балабанов.
Сценарий: Алексей Балабанов.
В ролях: Алексей Панин, Дмитрий Дюжев, Никита Михалков, Виктор Сухоруков.
Рейтинг: 6.8 (КиноПоиск), 7.2 (IMDb).
Сюжет: Беспощадно смешная и кровавая чёрная комедия про 90-е от Алексея Балабанова. Два молодых бандита, Серёга (Дмитрий Дюжев) и Саймон (Алексей Панин), работают на местного мафиозного авторитета Михаила (Никита Михалков). Герои — непутёвые, глуповатые, постоянно влипают в неприятности. Им поручают разные задания — выбить долг, обменять чемодан наркотиков, но каждое дело оборачивается хаосом и градом трупов. Молодые гангстеры то случайно травят всю банду суррогатным зельем, то перестреливаются из-за чемоданов, путая их местами. Сцены насилия в фильме гиперболизированы и абсурдны, что рождает гротескный юмор. Балабанов без прикрас показывает криминальный быт провинции: грязные подъезды, дешёвые кожаные куртки, лихие разборки с автоматами — но доводит всё до гротеска, превращая ужасы в фарс. Название «Жмурки» — жаргонное слово, означающее «трупы», и действительно, персонажи «выбывают из игры», словно в детской игре, один за другим.
Этот фильм завершает неформальную «трилогию о 90-х» Балабанова, но, в отличие от серьёзных предшественников («Брат» и «Брат-2»), он высмеивает жанр. Несмотря на гротеск, атмосфера лихих 90-х передана мастерски, пусть и карикатурно. «Жмурки» любят за звёздный состав, безумный юмор и стильную ретроэстетику. Фильм стал культовым среди поклонников чёрных комедий и ещё раз подтвердил талант Балабанова показывать эпоху под разными углами.
Антикиллер (2002)
«Антикиллер» (2002): борьба майора Лиса против бандитских кланов. Фото © Кадр из фильма «Антикиллер», режиссёр Егор Кончаловский, сценарист
Фуад Ибрагимбеков, Данил Корецкий / Kinopoisk
Жанр: боевик, криминал.
Страна: Россия.
Режиссёр: Егор Кончаловский.
Сценарий: Данил Корецкий (роман).
В ролях: Гоша Куценко, Сергей Шакуров, Михаил Ульянов, Александр Балуев.
Рейтинг: 6.4 (КиноПоиск), 5.5 (IMDb).
Сюжет: Брутальный боевик по одноимённому бестселлеру Данила Корецкого. В центре истории — майор милиции в отставке по прозвищу Лис (Гоша Куценко). В советское время он боролся с организованной преступностью, но в новые годы сам оказался в тюрьме по ложному обвинению коррумпированных начальников. Выйдя на свободу в 90-е, Лис видит, что город захлестнула война бандитских кланов — криминальные авторитеты по кличке Крест и Чекан делят сферы влияния. Бывший оперативник решает восстановить справедливость своими методами: вне закона, становясь для бандитов «антикиллером» — неуловимым мстителем. Фильм наполнен перестрелками, погонями на «жигулях» и «Волгах», разборками в духе Тарантино, но в стилистике российских реалий. Лис методично устраняет преступников, сея панику в обоих лагерях мафии, и одновременно пытается выжить сам, ведь за его голову тоже назначена цена.
«Антикиллер» вышел в 2002 году, когда волна ностальгии по 90-м только набирала силу, и сразу стал народным хитом. Хотя рейтинг фильма скромный, зрители ценят его за динамику и брутальность. Образ лысого мстителя Лиса в исполнении Куценко стал одним из самых узнаваемых героев русского боевика. Фильм породил несколько сиквелов и множество подражаний. Для жанра криминального экшена «Антикиллер» — ключевое полотно, показывающее 90-е без романтики: как время, где бывший защитник закона вынужден сам стать вне закона, чтобы восторжествовала справедливость.
ПираМММида (2011)
«ПираМММида» (2011): история крупнейшей финансовой аферы 90-х. Фото © Кадр из фильма «ПираМММида», режиссёр Эльдар Салаватов, сценаристы Максим Василенко, Сергей Крайнев, Сергей Мавроди / Kinopoisk
Жанр: драма, триллер, криминальная биография.
Страна: Россия.
Режиссёр: Эльдар Салаватов.
Сценарий: Эльдар Салаватов, по книге Сергея Мавроди «Исповедь МММ».
В ролях: Алексей Серебряков, Фёдор Бондарчук, Пётр Фёдоров.
Рейтинг: 6.6 (КиноПоиск), 6.4 (IMDb).
Сюжет: Фильм воссоздаёт одну из самых знаменитых афер 90-х — финансовую пирамиду МММ. Главный герой — математик Сергей Мамонтов (Алексей Серебряков), прототипом которого является Сергей Мавроди. В начале 90-х Мамонтов придумывает схему быстрого обогащения для всех: выпускает акции своей компании и обещает огромные дивиденды. Сарафанное радио делает своё дело — тысячи людей несут последние сбережения, продают имущество, лишь бы купить заветные билеты МММ. Мамонтов становится сказочно богатым, его рекламные ролики идут по ТВ, лихорадка охватывает всю страну. Но рост пирамиды не вечен — вскоре она рушится, обманув миллионы вкладчиков. Фильм «ПираМММида» показывает закулисье аферы: как Мамонтов манипулировал общественным сознанием, как власть пыталась то сотрудничать с ним, то уничтожить и какую цену заплатили все участники этой авантюры. Это история человеческой жадности, выраженной в фантиках-купюрах, история безнаказанного обмана целой эпохи.
Сценарий основывается на книге самого Мавроди, написанной им в тюрьме, поэтому многое передано с его точки зрения. Алексей Серебряков убедительно сыграл гениального и циничного афериста. В эпизодах снялись реальные потерпевшие вкладчики МММ. Название фильма обыгрывает три буквы М, входившие в название компании, что сразу понятно любому, кто жил в 90-е. Картина стала своеобразным предупреждением для нового поколения — недаром её премьера пришлась на время очередного всплеска финансовых пирамид в стране.
Недавние фильмы про 90-е
Эпоха 90-х продолжает вдохновлять современных режиссёров — за последние годы вышло немало новых работ, переосмысляющих лихое десятилетие. Среди лучших фильмов про 90-е последних лет — авторские драмы и масштабные проекты, а впереди ожидаются и новые премьеры. Вот несколько новинок и ожидаемых картин, которые возвращают нас в атмосферу 90-х.
Бык (2019)
«Бык» (2019): молодой бандит и кризис 1998 года в провинции. Фото © Кадр из фильма «Бык», режиссёр Борис Акопов, сценарист Борис Акопов / Kinopoisk
Жанр: драма.
Страна: Россия.
Режиссёр: Борис Акопов.
Сценарий: Борис Акопов.
В ролях: Юрий Борисов, Стася Милославская, Александр Самсонов.
Рейтинг: 6.9 (КиноПоиск), 6.4 (IMDb).
Сюжет: Драма, получившая главный приз фестиваля «Кинотавр», переносит зрителя в провинциальную Россию конца 90-х. Главный герой — молодой бандит Антон по кличке Бык, возглавляющий группировку подростков на окраинах города. После экономического кризиса 1998 года жизнь обостряется: банды дерутся за контроль районов, а Антону приходится принимать жестокие решения, чтобы спасти своих близких. Фильм выделяется аутентичным антуражем — спортивные костюмы, рынки, лихие разборки — и глубоким погружением в психологию молодых «героев 90-х», которые выросли среди насилия.
«Бык» — крепкий режиссёрский дебют, стилизованный под классику 90-х с прямыми отсылками к «Брату». Картина отмечена критиками как новое слово в жанре: она не романтизирует прошлое, а трезво и талантливо переосмысливает его. Юрий Борисов за роль Антона получил звание одного из лучших молодых актёров своего поколения. Фильм снят на скромный бюджет, но визуально передаёт эпоху кризиса 1998 года с подробной точностью деталей.
Теснота (2017)
«Теснота» (2017): драма о похищении на Северном Кавказе. Фото © Кадр из фильма «Теснота», режиссёр Кантемир Балагов, сценаристы Антон Яруш, Кантемир Балагов / Kinopoisk
Жанр: драма.
Страна: Россия.
Режиссёр: Кантемир Балагов.
Сценарий: Антон Яруш, Кантемир Балагов.
В ролях: Дарья Жовнер, Ольга Драгунова, Артём Цыпин.
Рейтинг: 6.7 (КиноПоиск), 7.3 (IMDb).
Сюжет: Нашумевший авторский фильм режиссёра Кантемира Балагова. «Теснота» —семейная драма, основанная на реальных событиях, происходящих в 1998 году в Нальчике (Северный Кавказ). В еврейской семье похищают сына и его невесту, требуя выкуп. Старшая дочь, 24-летняя Илана, пытается спасти брата — на фоне кризиса 90-х это оказывается непосильной задачей с трагическими компромиссами. Фильм удивляет камерностью и эмоциональной мощью: 90-е тут показаны не через бандитские войны, а через тесный мир небольшого сообщества, где перемены времени бьют по традициям и родственным связям.
Интересные факты: Фильм снят в необычном формате 4:3, что создаёт дополнительное ощущение клаустрофобии и соответствует названию.
Майор Гром: Трудное детство (2023)
«Майор Гром: Трудное детство» (2023): юность героя в бандитском Петербурге. Фото © Кадр из фильма «Майор Гром: Трудное детство», режиссёр Олег Трофим, сценаристы Артём Габрелянов, Евгений Федотов и др. / Kinopoisk
Жанр: боевик, драма, криминал.
Страна: Россия.
Режиссёр: Олег Трофим.
Сценарий: Артём Габрелянов, Евгений Федотов и др.
В ролях: Сергей Марин, Даниил Воробьёв, Ирина Розанова.
Рейтинг: 7.1 (КиноПоиск).
Сюжет: Редкий пример российского блокбастера, события которого переносят нас в криминальные 90-е. Фильм является приквелом популярной ленты «Майор Гром» и основан на одноимённом графическом романе. В центре сюжета — юные годы Игоря Грома, будущего бесстрашного петербургского полицейского. Действие разворачивается в Санкт-Петербурге в 90-е: беспредел на улицах, бандитские группировки терроризируют город. 15-летний Игорь Гром сталкивается с криминалом ещё подростком — его отец-милиционер погибает от рук бандитов, когда выслеживает таинственного и опасного Анибуса.
Фильм сочетает комиксовую зрелищность (драки, погони, яркие стилизованные кадры эпохи) с ностальгией по ушедшей эпохе — в кадре узнаваемый Петербург 90-х с его дворами, ларьками, «бригадирами» и атрибутикой. «Майор Гром: Трудное детство» — свежий взгляд на 90-е для молодого поколения, в формате экшен-комикса, где героика переплетается с реальностью «лихих» улиц. Это относительно новая премьера, но уже привлёкшая внимание зрителей, выросших на легендах о 90-х. Фильм является частью расширяющейся киновселенной по мотивам комиксов издательства Bubble.
Фильмы о 90-х продолжают выходить и сегодня, подтверждая, что интерес к этой эпохе не угасает. От драматичных историй про бандитов 90-х до ностальгических комедий — кинематограф предоставляет нам возможность заново пережить время перемен, взглянуть на него под разными углами и, возможно, лучше понять настоящее через призму недавнего прошлого. Ранее Life.ru рассказывал о секретном рецепте торта «Татарстан», за которым в Союзе стояли очереди.
Тест в честь дня рождения Аллы Пугачёвой: Слабо продолжить строки из 7 хитов Примадонны без ошибок Любовь Свободная Комментариев: 0
Для комментирования авторизуйтесь! Авторизоваться